Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Центральные банки, их сущность и функции

Центральные банки, их сущность и функции

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Финансы и Кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки»

Центральные банки,

их сущность и функции

|Выполнил студент |

|3 курса ФЭФ 4 группа ФиКр |

|Одиноков А.В. |

|Научный руководитель: |

|Хвостенко О.А. |

Самара 1999

План

| |Введение |3 |

|1.|Сущность и функции центральных банков |4 |

|1.1.|Сущность центральных банков |4 |

|1.2.|Независимость центральных банков от исполнительной власти |5 |

|1.3.|Функции центральных банков |7 |

|2.|Денежно-кредитная политика центрального банка |11 |

|2.1.|Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного |11 |

| |регулирования | |

|2.2.|Регулирование официальной учетной ставки |12 |

|2.3.|Минимальные резервные требования |14 |

|2.4.|Операции на открытом рынке |17 |

|2.5.|Меры административного воздействия |19 |

| |Заключение |22 |

| |Список литературы |26 |

Введение

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие

развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую

роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск

действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики

предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с

рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная

политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет

сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой

регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В

связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности

центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-

кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам,

рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения

зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных

банков, их важнейшие функции.

В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации

центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от

органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для

решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения

стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками

функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.

Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой

рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация

денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-

кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение

минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также

некоторые методы административного воздействия.

Сущность и функции центральных банков

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно.

На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между

центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.

Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления

капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс

централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.

Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного

права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или

национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его

главенствующему положению в кредитной системе.

Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на

рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк

Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных

знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -

например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и

промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.

Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время

практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между

ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического

и финансово-экономического развития стран базирования.

1.1. Сущность центральных банков

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,

отличительный признак которого - обособленность имущества банка от

имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,

в государственной собственности, центральный банк наделен правом

распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от

государственного банка, имущество которого полностью контролируется

государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых

актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и

кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным

правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является

Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-

правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего

состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.

Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного

института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого

банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми

властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как

правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,

Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью

капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются

коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения

(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании

органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами

государственной власти существенно различаются в разных странах.

Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух

моделей:

. центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником

его денежно-кредитной политики;

. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему

самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со

стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В

большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой

используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным

банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и

Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.

В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или

министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых

странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным

банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,

консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей

и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства

финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен

только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или

решения правительства. В странах, в которых центральные банки

непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных

процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы

оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели

денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков

перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС)

представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а

центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих

стран ежегодно.

1.2 Независимость центральных банков от исполнительной власти.

Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его

деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие

определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем

независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее

формы: политическую и экономическую.

. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)

центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

. Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в

выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются

определение порядка назначения членов его руководящего органа или

управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны

правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в

том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные

средства правительству для финансирования государственных расходов и

оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для

экономической независимости центрального банка имеет значение характер

осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение

административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее

вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию

последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень

политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью

некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как

наличие формальных организационных связей между центральным банком и

правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать

фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из

проведенных исследований степени независимости центральных банков с

использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной

взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким

уровнем инфляции.

Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что

независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

. Независимость от правительственных органов. Это условие является

обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания

правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,

поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

. Личная независимость членов органов управления центрального банка.

Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться

в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В

случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их

личной независимости;

. Юридический статус банка, который определяется, в частности,

возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем

сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается

независимость центрального банка.

Важным фактором, определяющим возможности центрального банка

поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с

государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями

центрального банка и государственных органов власти повышают степень

доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению

им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению

данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту

отчетность центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в

разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в

проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии

Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957

г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать

экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.

Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим

вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую

информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в

работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего

органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для

обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета

может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае

необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк

обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не

будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики

правительства.

Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти

располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны

президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет

ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную

политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения

председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются

президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации

проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть

охарактеризована как «независимая внутри правительства».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы