Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Феномен харизматического лидера

Феномен харизматического лидера

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии







ФЕНОМЕН ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ















Тула 2008


Содержание:


Введение

1.           Что такое харизматическое лидерство

1.1            Политический лидер

1.2            Типология политических лидеров М. Вебера

1.3            Харизматический лидер

2.           Харизматическое лидерство в России

2.1                      Дореволюционный период

2.1.1          Иван IV Васильевич Грозный

2.1.2          Петр I Алексеевич

2.2                 Советский период и наше время

2.2.1          Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

2.2.2          Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)

2.2.3          Конец XX – начало XXI века

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Харизматические лидеры были во все времена. Они появлялись в тот отрезок времени, когда остро вставала проблема политическая, экономическая или социальная в стране, или, когда наступал кризис или переворот, приведший к новой власти.

Выбранная мною тема актуальна, так как многие ученые до сих пор спорят, как понимать значение термина «харизматический лидер». Кто-то считает, что его не должно быть в нашей истории, а кто-то – напротив, так как в России были переломные моменты, когда у власти должен был быть именно харизматический лидер, а не кто-либо другой.

В наше время молодежь не задумывается о том, какими были лидерами цари и императоры, советские вожди и нынешний президент РФ.

Цель – попытаться раскрыть феномен харизматического лидерства в России.

Задача – в ходе подготовки реферата были изучены статьи и периодические издания на данную тему.


1. Что такое харизматическое лидерство


1.1 Политический лидер

Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и др. уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Лидерство – явление многогранное и многозначное.

Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.

Несомненно, существуют общехарактерные качества, которые оптимизируют и делают высокоэффективной работу любого политического деятеля. Их можно объединить в три группы: природные, нравственные и профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция.

Нравственные качества: гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, честность и неподкупность, забота о людях.

Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению; политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений.

Крупные политические лидеры появляются, как правило, в периоды глубоких кризисов, войн, трансформаций общественного строя, когда требуются особые усилия, громадное напряжение сил, поиск оптимальных путей решения тех или иных задач. Такие ситуации и приводят к появлению выдающихся лидеров, которые как бы аккумулируют в себе творческие силы нации. История России здесь не исключение. Достаточно вспомнить «собирание Русских земель» под эгидой Москвы Иваном III, «революцию сверху» Петра I, либеральные реформы 1860-х годов Александра II.

1.2 Типология политических лидеров М. Вебера

Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства:

1.            традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран Азии и Африки (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания, Оман, Кувейт).

2.            рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).

3.            харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, – вере в его харизму (от греч. – дар божий). Для Вебера «харизма – это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям»[1].

В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющих более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, то есть трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный тип.

Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, например, в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция).

1.3 Харизматический лидер

Харизмой древние греки называли дар богов. Теперь это вера последователей в исключительные свойства своего лидера, которые обычно приписываются ему его окружением, его организацией и раздуваются мощными СМИ.

Термин харизма, который предложил М. Вебер, означает «экстраординарные качества личности, независимо от того, являются ли они реальными, желаемыми или предполагаемыми. Харизму нельзя купить, продать или передать по наследству: она уникальна и не тиражируема»[2]. Харизма «неистового воина» проявлялась в маниакальных приступах ярости, которые он испытывал в битве. Известно, что в Византии в Средние века таких воинов, одаренных харизмой, считали орудием войны. Харизма шаманов и магов выражалась в приступах мистического экстаза, которым они заражали и подчиняли толпу.

Харизматические вожди должны иметь некий физический недостаток или психический изъян, а также особенную личную историю. Обычно это весьма эксцентричные, неуравновешенные люди, часто – фанатики с горящим взглядом и отрывистой речью, иногда они приходят из другого региона или другой страны: нет пророка в своем отечестве. Сталин приехал из Грузии, Наполеон пришел с Корсики. Моисей заикался, Ленин – картавил, Рузвельт был разбит параличом, а Наполеон был чрезвычайно мал ростом.

То, что для обычного человека является недостатком, становится у харизматиков достоинством – символом магической власти. Они отделяются от остальных, и на них возлагается задача преодолеть общественный беспорядок и вернуть мир обществу.

Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).

Полезное уточнение понятия вносит различие между «харизмой кутюрье» и «харизмой масс». Последняя относится к способности лидера апеллировать к массам, первое же соотносится со способностью вызывать преданность внутреннего круга, ядра сторонников. Одни обладают ярко выраженной харизмой кружка и не обязательно отличаются массовой харизмой. Ленин широко почитался среди большевистского ядра, однако спорным остаются вопросы: был ли он сильным оратором, и было ли широким признание его человеком особого предназначения в России в начале 20-х годов XX века. Первоначальное значение харизмы связано с притягательностью для масс. Тем не менее связь с внутренним ядром сторонников может быть важной, осуществляясь по-разному – управление партии из глухого уголка и обеспечение согласия политики с политикой лидера при помощи партийных соратников.

После Октябрьской революции Ленин обрел преимущество благодаря ореолу главы государства, вступившего на путь радикального социального изменения. Тем не менее не всякое занятие высшего поста дарит харизму.

Президентство дало Эйзенхауэру власть, притягательность и уважение, но не сделало его харизматическим лидером. Важно помнить основное значение харизмы – мощная поддержка личности, которую воспринимают как ведомую чувством особой миссии или предназначения.

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Часто слепое доверие и поклонение многих своему политическому лидеру подкрепляется господствующей идеологией, религией. Люди неохотно расстаются с верой, позволяющее им надеяться на лучшее будущее. Харизма способна выдержать даже крутые повороты и разрушается только неопровержимым банкротством. Часто она сохраняется и после жизни лидера, преемники которого ее эксплуатируют. Харизматическими лидерами были В. Ленин, И. Сталин, Б. Муссолини, Р. Хомейни, С. Хусейн (Ирак) и остаются М. Кадаффи (Ливия), Ф. Кастро (Куба) и некоторые другие в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В конформистских политических культурах такие лидеры провозглашаются вождями, чем подчеркивается их особая, подобная родоплеменной, связь с последователями.

Иногда харизматический лидер дает начало ряду традиционных – своих преемников, как было в СССР после В. Ленина и в Китае после Мао Цзэдуна. Случается, что традиционный лидер превращается в харизматического, что произошло ненадолго с Н. Хрущевым. Лидер, начавший как харизматический, может, растеряв харизму, в определенных условиях стать рациональным, как произошло к 1996 году с Б. Ельциным.

политический харизматический лидер сталин



2. Харизматическое лидерство в России


В России во все времена у власти стояли лидеры, но кто-то из них стремился к деньгам и безграничной власти, а кто-то выводил Россию на новый уровень развития, ставя ее наравне с развитыми странами мира того времени.

Исходя из классификации Вебера, можно утверждать, что Россия знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. «Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»»[3].

Но и во времена правления Рюриковичей и Романовых были князья и императоры, у которых можно отметить проявление харизматических черт.


2.1 Дореволюционный период

Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный период на различных ее этапах определяли Иван IV Васильевич Грозный и Петр I Алексеевич. По сравнению с Европой в России разделение власти над людьми и власти над вещами, государственной власти и собственности, государственной, или политической, сферы и экономической, социальной и иных сфер произошло значительно позже.

Власть монарха опирается на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником традиционной власти служила привычка населения повиноваться ей и издревле существующим порядкам. В России власть опиралась на идеологию, которая обосновывала претензии власти на господство, оправдывала ее действия. Достаточно вспомнить «официальную доктрину правления Николая I, выражавшуюся формулой: «Самодержавие, православие, народность»»[4].

2.1.1 Иван IV Васильевич Грозный

Родился 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой. Умер 18 марта 1584, Москва; князь Московский и всея Руси с 1533 года, первый русский царь с 1547 года.

Формирование личности первого русского государя, официально принявшего титул царя, проходило в очень сложных условиях. Будущий царь рос в атмосфере жестокости, притворства, ненависти и лютой зависти. Естественно, это не могло не сказаться на его характере, общечеловеческих представлениях, самосознании.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы