Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Шпаргалки по политологии

Шпаргалки по политологии

1. Предмет политологии, ее функции

Политика – важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире политика охватывает все сферы жизни.

Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством.

Политика – это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями между большими социальными группами (классами), нациями, государствами по поводу установления, использования и удержания политической власти в целях реализации их интересов и потребностей.

Политология – это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х годов ХХ века.

В России процесс становления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой.

Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об институтах, политическая социология и международная политика.

Политология имеет свой объект и предмет.

Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политические события, прогнозы и т.д.

Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, эволюции политического процесса.

Функции политологии:

- теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике);

- методологическая (раскрывает закономерности политики);

- регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди знают о политике, настолько корректно их политическое поведение);

- воспитательная;

- аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности);

- мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации);

- прогностическая (дает прогноз развития ситуации).Политология предст. собой науку о политике и ее взаимот. с чел. и об-вом. Сост. частями предмета п.науки явл. пол. сознание и культура, п. институты(гос-во, партии), субъекты пол.(личность, заинтер. группы, элиты, лидеры), п. процесс и внутригос. и межд. п. отношения. Необходимо отметить, что в силу различ. причин традиционно главным объектом изуч. пол. науки были гос-во, его устройство и деятельность, а также др. пол. орган.

функции и методы политологии

1.        Описательная

2.        Аналитическая – выявление законов действующих в пол

3.        Прогнозтическая

4.        Институциональная – выработка тез решений, действий, технологий, кот помогут достичь поставленной цели.

5.        Воспитательная

Идеологическая


2. Экономика и политика: проблемы взаимодействия.

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно свя­заны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих опре­делителей любого общественного устройства. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Представители всех структур власти постоянно испытывают дав­ление противоречивых экономических интересов различных обще­ственных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реали­зации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интере­сы разных общественных сил, используя соответствующие экономи­ческие рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулиро­вания. Можно выделить важнейшие направления политического процес­са, влияющие на экономическую сферу общества:  - органи­зация законодательной, конституционной деятельности, система ис­полнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация су­дебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотно­сить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне. В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономи­ческие интересы различных групп, вызывая острые, порой трудно­разрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен. Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений ли­шает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отста­вание от уровня развитой мировой экономики. Центральная проблема в формировании соответствующих усло­вий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические ин­тересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, ко­торая относительно свободна в выборе собственности и всегда не сво­бодна по отношению к государственной власти. Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление обще­российских экономических связей усиливает центробежные тенден­ции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государ­ственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптималь­ного варианта их решения — важнейшая задача политической власти. Реальными инструментами процесса оптимизации этих противо­речивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которо­го меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства. Взаимодействие эконо­мики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения рас­ставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики. Поэтому правящая власть должна ясно представлять теорети­ческие основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодей­ствия экономики с политикой.

4.Политическая социализация

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры общества.

Политическая социализация – целенаправленное внедрение политических ценностей, навыков, идеалов и это вся система политического обучения.

В отличие от социализации вообще, в политической социализации выделяют следующие этапы:

1). Раняя (от рождения до школы). Формируется определенный политический мир ребенка.

2). Обучение (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ (очный)).

К 11-13 годам происходит наиболее значительное политическое развитие ребенка.

К 18 годам формируется собственное политическое «Я».

К 20-30 годам происходит идентификация с политическими партиями и движениями.

3). Социальная зрелость (от момента прекращения обучения до пенсии).

4). Завершение жизненного цикла (от прекращения трудовой деятельности до смерти).

 Факторы, влияющие на политическую социализацию:

-                      характер и тип государственного устройства;

-                      политический режим;

-                      различные политические институты (партии, организации, движения и т.д.);

-                      национальные традиции;

-                      биопсихические особенности человека (темперамент, интеллект, воля);

-                      социальный опыт;

-                      социальный статус (чем он прочнее, тем прочнее политическая ориентация).

Типы политической социализации:

1.                    Гармонический – предполагает психологически нормальное  отношение к власти, государству и т.д.;

2.                    Гегемонистский – предполагает, что человек считает существующую политическую систему единственно верной;

3.                    Плюралистический – предполагает возможность изменения политической ориентации;

4.                    Конфликтный – человек очень четко осознает свою причастность к какой-либо группе и считает своей целью борьбу за интересы этой группы4

5.                    Конъюнктурный – беспринципность, следование за ситуацией.

Политические взгляды зависят от политической ситуации в стране.

6.Политическая система, структура, типы.

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и форм взаимодействия между ними. Система – это то, что отвечает след признакам:

1.- Любая система имеет несколько   составляющих элементов.

2.- Элементы взаимосвязаны между собой.

3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:

- граждане, соц общности, пол институты --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность.

Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

Под системы:

1.        институциональная – различные организации, институты.

2.        Нормативная – правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом.

3.        Функциональная – способы, методы рабочей системы, полит режим

4.        Коммуникативная – формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами.

Структура политической системы включает в себя 5 подсистем:

1.                    институциональная подсистема (т.е. организации и учреждения)

-                                  государство;

-                                  политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы);

-                                  средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

-                                  церковь;

2.        нормативная подсистема

-                                  политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы);

-                                  моральные нормы;

3.                     идеологическая подсистема (совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств);

4.                   коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е. отношения между классами, социальными группами, нациями, партиями по поводу власти);

5.                  культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения).

Функции политической системы:

1.                     определение целей, путей развития общества;

2.                     организация деятельности общества;

3.                     распределение материально-духовных ценностей;

4.                     интеграция общества;

5.                     разработка правил и законов поведения людей;

6.                     обеспечение стабильности политического строя;

7.                     приобщение граждан к политике.

В соответствии с политическим режимом политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические).Политический режим – это система присущих данному типу государства способов и методов осуществления власти. .  «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социоло­гического порядка, способствующих формирова­нию политической власти данной страны на опре­делённый период». Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д.


Типология авторитарных режимов:

Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.

Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выби­раются путем всеобщих равных выборов при тай­ном голосовании (наличие всеобщего избиратель­ного права); действует принцип разделения вла­стей; существует многопартийная система; дея­тельность партий – на конкурентной основе в рам­ках основного закона страны; признание решаю­щей роли большинства при учете интересов мень­шинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантиро­ванный доступ к политическим институтам).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы