Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Теория политических решений

Теория политических решений

                                                      

                                                         Введение



В науке общепринято считать, и что подтверждается самой политической практикой,  принятие и исполнение политических решений является важным элементом политического процесса, с помощью которого обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих.

Как показал опыт, командно-административный порядок принятия и исполнения политических решений имел отрицательное воздействие на общество, последствия которого более чем очевидны. Одной из примет принятия политических решений в тоталитарной системе  стала практически полная безответственность лиц их принимавших, что во многом повлияло на степень эффективности данных решений.

В условиях реформирования белорусского общества и государства, разделения властей как по вертикали, так и по горизонтали, становится актуальной демократизация процедур подготовки и принятия политического решения, анализ их на конфликтогенность, возможность их корректировки.

Цель данной курсовой работы состоит в попытке разобраться в сложном процессе подготовки, принятия, реализации политических решений, а также рассмотреть многочисленные условия и факторы, влияющие на этот процесс, влияние самих решений на жизнь общества.

Задачами курсовой работы являются:

—                 общая характеристика процесса принятия политического решения и рассмотрение условий в которых он может протекать

—                  анализ основных этапов подготовки, принятия и реализации политических решений;

—                 рассмотрение типов политических решений

Объектом изучения данной курсовой работы является политическое решение, как составная часть политического процесса.

Проблемы, касающиеся политических решений, активно изучаются исследователями-политологами, социологами, экономистами и др.  Здесь можно привести труды  таких авторов, как Атаманчук Г.В., Гаджиев К.С., Демидов А.И., Мельник В.А., Шаран П., Соловьёв А.И. Важное значение имеют работы по  теории прогонзирования и принятия управленческих решений В.Н. Цигичко, С.А. Саркисьяна, а также многочисленные учебные пособия и политологические словари исправочники под редакцией Тадевасяна Э.В., Миголатьева, В.П. Пугачёва и других. Из зарубежных авторов следует выделить Г. Шиллера.


     





      

                   

                               Сущность Политического Решения



 

  Принятие и исполнение политических решений образуют внутреннюю сторону механизма воспроизведения политичес­кой системы. Они вызываются необходимостью реализовать существующие в обществе политико-управленческие зада­чи. Выбор центров принятия этих решений, а также указыва­емые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения тре­бований конкретной политической задачи с условиями ее вы­полнения диктуются интересами и волей экономически и политически господствующих сил.

Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Если исхо­дить из того, что политическая деятельность есть последова­тельная, внутренне связанная цепь политических событий и яв­лений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, «пускового меха­низма» всех событий и поступков выступает именно полити­ческое решение. Короче говоря, политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия по­литического решения. И оттого, насколько продуманным и точ­ным является политическое решение, зависит успех или неуда­ча того или иного политического деятеля, репутация полити­ческих институтов и организаций.

Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач полити­ческого действия, выбор определенной программы, обозначаю­щей цель, этапы, способы и практические шаги их достижения.

Политическое решение является центральным элементом уп­равления, поскольку определяет цели и механизмы (средства) ее реализации. Любое политическое решение принимается полити­ческими субъектами для разрешения конкретной политической ситуации.

Политическое решение — это всегда сложный диалектичес­кий процесс, начинающийся с появления политической пробле­мы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием.

Политическое решение — это и способ реализации интересов участников политических событий. Политический процесс есть вза­имодействие определенных политических позиций, носителей со­ответствующих взглядов, исполнителей тех или иных политических ролей. Их реализация возможна посредством проведения тех или иных политических мер, действий на основе политических решений.

В силу разносторонности социальных процессов, в которых осу­ществляется целеполагание, в науке практически никогда не ставил­ся вопрос о выработке универсального, «полного» и единого алгорит­ма принятия решений. Такой подход обусловлен и неоднозначной интерпретацией данного явления, которое понимают то как опреде­ленную технологическую цепочку действий, связанную с получением особого интеллектуального и организационного «продукта»; то как способ реализации интересов конкретных субъектов; то как метод уре­гулирования конфликтов, предполагающий коррекцию стратегии и тактики целедостижения, и т.д. В целом сегодня все эти разноречивые трактовки можно свести к двум основным подходам к его содержа­тельному описанию и соответствующему конструированию полити­ческих технологий: нормативному и поведенческому.

Авторы, придерживающиеся нормативного подхода, рассматрива­ют принятие решений как совокупность рационально обусловленных действий и процедур, последовательное применение которых способ­ствует выдвижению оптимальных целей и средств их реализации (Р. Абель-сон, А. Леви и др.). Такая исследовательская установка, тесно связанная с основными постулатами теории «рационального выбора», исходит из понимания человека как рационального существа, самодостаточного для выработки устраивающих его оптимальных и в конечном счете эф­фективных решений. С процессуальной точки зрения таким образом понимаемое принятие решений представляет собой совокупность дей­ствий, жестко связывающих оценку проблемы, выбор решения и планируемый позитивный результат. Важнейшими же методами обеспе­чения такого процесса являются разнообразные математические модели и исследование операций (Б. Ланге, В. Садовский).

Поведенческий подход к трактовке принятия решений (Г. Саймон) основывается на том, что реальные, стоящие перед человеком цели слишком сложны, чтобы их можно было описать с помощью не только количественных, но и качественных методов. Более того, возможных для решения задач альтернатив существует значительно больше тех, которые доступны для рассмотрения человеком, а уж способы реализации так или иначе сформированных целей в еще большей сте- пени сокрыты от человека. В силу этого принятие решений представляет собой уникальный способ взаимодействия конкретных субъектов, формирующих целевую программу своих действий в каждый paз заново складывающихся условиях. Поэтому, как полагают Л. Планкетт и Г. Хейл, принятие решений — это ситуационный процесс, в котором цели, методы и прочие его компоненты постоянно варьируются в зависимости от изменения всего комплекса условий существования конкретной проблемы.

На практике, как правило, используется комплексный подход, со­четающий в себе преимущества обеих моделей, предполагающий ис­пользование не только методик качественного описания ситуации, но и средств количественного анализа. Однако и в этом случае сочетание элементов нормативного и поведенческого подходов настолько своеобразно в каждом конкретном случае, что по сути дела опять таки исключает возможности универсализации и алгоритмизации процесса принятия решений в целом.

  Одной из задач политических решений является разрешение конфликтных политических ситуаций. Как эффективное средство разрешения политических конфликтов политическое решение за­частую предотвращает развитие конфликта в острую, непримири­мую или, еще хуже, вооруженную стадию.

Политическое решение представляет собой осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. При этом принятие политического решения обусловлено диалек­тикой таких понятий, как свобода и ответственность. Чем выше статус субъекта, принимающего решение, в иерархии участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий. Вместе с тем это означает и более высокий уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение — это и акт волевого усилия того, кто принимает решение. Добиваться поставленной цели в политике -это значит встретить возможное противодействие других участни­ков политических событий, следовательно, предусмотреть прояв­ление значительных волевых усилий по реализации. Политическое решение предполагает также возможность применения санкций в отношении тех субъектов (индивидов, групп, организаций), кото­рые не признают обязательств, налагаемых на них данными целями.

Из этого можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одним субъектом политической деятельности с целями и средствами, установленными другим субъектом. Политическая жизнь общества есть взаимодействие интересов различных участников политичес­ких событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий, в час­тности, через политические решения.

Политическое решение — это сложное диалектическое пере­плетение объективного и субъективного в политическом процессе. Практически всегда политическое решение приходится принимать в условиях высокой степени эмоциональной напряженности, вы­зываемой, с одной стороны, нехваткой времени для спокойного и досконального изучения всех аспектов проблемы и оценки воз­можных последствий решения, с другой — давлением заинтересо- ванных в том или ином варианте решения групп. Психологическая среда, в которой проходит процесс принятия политического решения, практически всегда является неблагоприятной, серьезно осложняющей поиск наиболее рационального варианта.

Существует ряд условий, соблюдение которых позволяет обес­печить высокий уровень объективности и реалистичности полити­ческого решения. Во-первых, важна целесообразность принятия решения. Необ­ходимо иметь четкие ответы на вопросы: зачем принимается ре­шение, с какой целью, для чего? Принимается ли политическое решение под давлением того или иного политика, чтобы удовлет­ворить его амбиции, или в интересах очень узкой группировки лиц — все это должно быть выяснено до начала работы над поли­тическим решением. Во-вторых, важным из требований является своевременность разработки решения. Всякое политическое действие и тем более предшествующее ему политическое решение должны осуществлять­ся в определенное и подходящее время. Нельзя ни забегать вперед ,ни опаздывать. В-третьих, необходима системность в учете факторов, значи­мых для принятия решения. Необходимо иметь в виду, что любая политическая проблема носит комплексный, многоуровневый ха­рактер, обладает множеством аспектов. Поэтому обязательным тре­бованием является всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех по­следствий принимаемого политического решения. В-четвертых, требуется коррекция, внесение необходимых из­менений как в само решение, так и в механизм его реализации, что включает модификацию цели, времени достижения, средств и способов реализации поставленной задачи. Необходимость кор­рекции возникает вследствие появления новых обстоятельств, ус­ловий деятельности, что ведет к изменению ситуации после при­нятия решения. В-пятых, следует учитывать, что всегда существует опасность неадекватной оценки политической ситуации, она вытекает из объективной неспособности отразить все многообразие составля­ющих ее элементов, тенденций и противоречий. Упрощение или абсолютизация, преувеличение значения того или иного аспекта политической ситуации ведет к принятию неверного политичес­кого решения. Всесторонний учет политической ситуации, ее важ­нейших, ведущих компонентов, основного звена оказывает ре­шающее воздействие на успех или неудачу процесса принятия ре­шения.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической куль­туры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным главным требованиям, и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы об­щества в целом. Там же, где данные требования не учитываются или учитываются не в полной мере, принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим кризисам.

Необходимо отметить, что в западной политологии, и прежде всего в США, в годы Второй мировой войны началось формиро­вание специальной теории принятия политических решений. Имен­но тогда появились исследования, связанные с обоснованием на­личных аспектов этой теории: разработка системы соподчинен­ных решений и условий их оптимальности, рационализация техники их принятия, исполнения и оценки результатов. Перво­начально эти исследования были подчинены главным образом военным целям, затем затронули сферу делового мира и лишь после этого стали все шире проникать в область политического управления.

Значительный вклад в развитие теории принятия политичес­ких решений внес американский политолог Г. Саймон, сформу­лировавший ее важнейшие принципы во многих своих работах и прежде всего в таких, как «Административное поведение» (1947) и «Новая наука управленческих решений» (1960). По мнению Г. Саймона, теория принятия решений не только лежит в основе механизма всякого, в том числе политического, поведения в об­ществе, но и предопределяет характер организационной структу­ры этого общества. Цельность концепции Г. Саймона состоит в том, что в ней логически связаны между собой различные эле­менты, относящиеся к проблеме принятия решений, а именно -цель, динамичность внешней среды, организация и ее уровни, иерархия лиц, волевой момент, оценка и выбор альтернативы, критерии выбора и оптимизации, количественное выражение про­цессов управления, моделирование.

Другой американский политолог, Р. Даль, определил факто­ры, от которых зависят политические решения. Он считает, что: 1) выбор решения зависит от того, существует ли выбор полити­ческих курсов; если возможен лишь один политический курс, не­возможно принять решение; 2) характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов; 3) характер решения зависит от значения результатов каждого из альтернативных курсов действия; 4) в сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от предположения от­носительно возможности достижения определенных результатов, от психологической подготовки к риску, учета фактора непред­сказуемости.


 

                   

                       Субъекты политических решений


Субъектами, принимающими политические решения, являются субъекты политических действий.  Такой ответ был бы грубым упрощением вопроса. Как не тождественны по­нятия «субъекты политических отношений» и «участники политических действий», так не совпадает с ними и понятие «субъекты политических решений». Можно быть активным участником процесса принятия решений, но не участвовать в их выполнении и наоборот.

Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды , граждане, члены общественных ор­ганизаций либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных и иных общественных организациях, в компетенцию кото­рых в соответствии с конституцией или уставом входят выработка и принятие решений. Это общее положение нуж­дается в некоторой конкретизации.

На различных этапах процесса подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты. Так, на этапе выявления проблемы могут заявить о своих интересах самые широкие слои населения, полити­ческие партии в целом и общественные организации по интересам. На этапе формулирования и анализа проблемы, не оставляющей равнодушными самые различные социаль­ные слои, на первый план выходят политические партии, общественные организации, эксперты, государственная ад­министрация. На этапе принятия решения в действие всту­пают представительные органы государства, партийных и общественных организаций. В определенных случаях сам акт принятия решения в зависимости от значения проблемы могут осуществить более или менее широкий круг граждан (собрания)  или большинство взрослого населения  (рефе­рендумы, голосования).

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы