Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Тоталитаризм - феномен XX Века

Тоталитаризм - феномен XX Века

Средняя школа №3 имени В.И. Лыткина

Реферат по обществознанию на тему:

“Тоталитаризм – феномен ХX века”                                  

                                            Выполнил

                                                                                     Ученик 9б класса

                                                                                     Федосов Святослав

                                                                                     Преподаватель

                                                                              Отьева Анна Михайловна

 

Город Сыктывкар  *  2005

        Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества.

Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это – всеобщность государства. В социально-экономическом отношении она предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за индивидуумом свободы в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе отсутствует свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны партийно- государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся социальная система коллективным идеологическим целям.

            Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и сложились в определенную систему только в ХХ веке. Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству, а также всеобщего управления обществом существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и сочинениях Гераклита, Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других мыслителей. Теория же  тоталитаризма сложилась в 40-50 г.г. в работах Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского. В книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные (фашистские и национал-социалистические) политические режимы.

            Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его идейные истоки уходят корнями в глубокую древность.

            Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной. Великие самодержцы прошлых времен объективно не располагали возможностями контролировать все и вся в жизни своих подданных. Конечно, они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По меньшей мере, часть общества обладала либо политическим иммунитетом (сословные привилегии), либо самостоятельностью в сфере экономической и хозяйственной деятельности (отсутствие планово-приказной системы руководства экономикой), либо (более распространенное явление) определенной свободой личной жизни (русских крестьян все-таки не заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а старообрядцев не расстреливали за их религиозные убеждения ).                                 

            В противоположность автократическим режимам средневековья тоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой степени ему удается достичь желаемого.

            Неслучайно, первым «тоталитаризм» употребил лидер фашистского движения в Италии Б. Муссолини в 1925 году для характеристики учрежденного им режима. Идейные истоки, оправдывающие тоталитарную модель, берут свое начало в глубокой древности. Еще Гераклит (Эфесский) полагал, что, обладая мудростью и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».

Особое значение оправданию тоталитарных форм господства государства над обществом и личностью придавали последователи легизма в Древнем Китае (Цзы Чань, Шень Бу-хай, Шан Ян). Платон тонко критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное подчинение индивида государству, но и собственность последнего на землю, дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования распространялась у Платона и на регламентацию распорядка дня и ночи, обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью или изгнанием.

В основу тоталитарного коммунистического государства положен принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).

Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества. Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика, национальные отношения, личность. Основой системы в экономике был строго регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в 1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения. Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей и т. д. Основой общественных отношений была командно - административная система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих. Она формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в годы гражданской войны была сосредоточена  в руках ВЧК, других чрезвычайных и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер административно-командной системы сказывался на отношениях наций и народностей. Под  видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура страны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом же году были ликвидированы такие формы национально-административного деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые занимались созданием условий для осуществления школьного образования и культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности, власти, управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими интересами. Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала личность в духе непримиримости к «врагам народа». И ими не редко оказывались мать, отец, родственники и близкие.

Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение, рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины». Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет»,- который и подвел черту под представлениями о значении индивида в тоталитарном государстве.

Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения -    коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ личности.

Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности

встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.

В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личности рождается на базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев), принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа личности является огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.

В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера.

Вот небольшое описание, как встречал и рукоплескал народ Германии человеку, который «…и в самом деле вполне серьезно верил в свою гениальную расовую теорию!..».

«Огромная зала полна сверх меры. Все десять тысяч билетов распроданы задолго до митинга. Перед входом на улице стоит густая толпа людей, которым не удалось попасть в залу. Они жадно ждут: может быть, кто-нибудь выйдет, упадет в обморок от жары, продаст или уступит место ».

Ровно в восемь часов вечера раздаются трубные звуки. В залу торжественно входит оркестр, играя военный марш. За ним следует «взвод знаменосцев», далее «ударный отряд» из людей в коричневых рубашках, с засученными рукавами, и, наконец, конвой «телохранителей вождя». У телохранителей на головах каски c изображением черепа. Раздается команда: «Глаза направо!..» Весь зал встает, следуя, кто как умеет, военной команде. На пороге между

двумя взводами конвоя появляется Гитлер. Громовые рукоплескания длятся несколько минут. Невысокий, мертвенно-бледный человек, со злыми сверкающими глазами, в полувоенной форме, украшенной индусским значком, занимает место на трибуне.

«Для того чтобы понять гитлеровщину, - говорит беспристрастный и осведомленный французский журналист, описывающий эту сцену, - надо знать, что как оратор Гитлер не имеет себе равных в современной Германии. Он зачаровывает толпу, которая с наслаждением слушает все расточаемые им грубости, его декламацию против предателей, мошенников, продажных людей. Никто таким языком не говорил в Германии».

« Каждая фраза его речи, - пишет очевидец, - прерывается бешеными рукоплесканиями. Толпа встает, как один человек, и начинает петь. Ей вторит орган большой Бреславльской залы. Гитлер рычал более часа. Раздавленный неслыханным усилием, он падает в кресло и лежит неподвижно несколько мгновений. Затем, овладев собой, бросается в другую залу, где его ждало еще десять тысяч человек. В полночь он в третий раз произнесет ту же речь перед 6 –7 –тысячной толпой, ждущей его на улице, жаждущей увидеть спасителя, которого зовут в Германии Христом!..»

Что он говорит, всем достаточно известно. Во всяком большом движении, каково бы оно ни было, есть беспрестанно повторяющийся лейтмотив. Разные это бывают лейтмотивы, - многие из них нам особенно памятны: «без аннексий и контрибуций», «вся власть советам», «братание трудящихся», «грабь награбленное». Лейтмотив гитлеровщины более сложный; «Германская армия побеждала на всех фронтах, но германская революция вонзила ей кинжал в спину!» Отсюда делаются выводы, тоже всем известные.

Лозунги Ленина в 1917 году были еще лучше, но и этот придуман не дурно. Гитлер обращается преимущественно к молодежи, которая в войне не участвовала и знает о ней мало. У молодых немцев осталось о событиях 1914 - 1918 гг.  общее впечатление, которое почти совпадает с тем, что говорит Гитлер: «Германские войска в самом деле побеждали на всех фронтах. Потом вспыхнула революция – и все погибло. Значит, Германию погубили люди, ныне стоящие у власти. Хронологией молодежь не занимается, а без хронологии как доказать, что в утверждении Гитлера нет ни слова правды ?» История предоставила расизму выбор между анекдотом – и кровью. В Германии хитрые люди говорили с глубокомысленным видом:

«надо дать Гитлеру побывать у власти. Тогда немецкий народ, наконец, увидит…» и т.д. Хитрые люди говорили и у нас, в 1917 году, то же самое о большевиках: « Пусть, наконец, русский народ увидит…». Конечно это говорили  много лет тому назад и левые итальянцы о фашистах. Два раза можно было сделать одну и ту же глупость, - в третий раз она рискует  стать скучноватой. От 35 процентов до 51 процента расстояние не так далеко, - особенно если выборами будут руководить мастера выборного дела.

Гете сравнивал историю человечества с фугой, в которой разным народам последовательно принадлежит «ведущий голос». Ведущий голос может и фальшивить: на целых периодах в жизни того или другого народа человечество, бывает, учится: вот как не надо делать историю!

В СССР культ личности “процветал” во времена правления И.В.Сталина. Низкий уровень образования, правовая незащищенность, низкий профессионализм и низкая политическая культура, забитость и привычка к барскому понуканию людей – вот «главные козыри» Сталина, чтобы подчинить себе народные массы. К концу 30-ых  годов около 29 % населения СССР все еще не умели читать и писать. Среди секретарей горкомов и райкомов партии в то время более 70% имели неспециальное образование, а среди секретарей окружкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик – более 40 %. Права людей никто не отстаивал. Если урожай был низкий из-за погодных условий, то спрашивали с невиновных «на всю катушку» и осуждали  по 58 статье. Людей держали в тюрьмах, ссылали в лагеря и отдаленные районы. Многих невиновных людей заставляли сознаться в том, чего они никогда не делали. К ним применяли различные пытки и, не в силах больше терпеть и сопротивляться, они готовы были на любые признания. А так как большое количество людей с высоким интеллектуальным уровнем и образованием “бродили” по ссылкам и лагерям, то и политическая  культура была низкая, т.к. политикой занимались малообразованные люди. Народные массы очень быстро заставили бояться различных органов власти. Люди выполняли приказания и не могли ослушаться или  сказать против. Человек в СССР был лишен своего слова. 58 статья покрыла собой все человеческое существование и люди ничего не могли с этим поделать.

В 58 статье было 14 пунктов.

            Всякое ниже перечисленное действие признавалось контрреволюционным:

·          Ослабление власти;

·          Вооруженное восстание или захват власти в центре и на местах;

·          Взаимодействие любым способом с иностранным государством, находящимся с СССР в состоянии войны;

·          Помощь, оказываемая международной буржуазии;

·          Шпионаж;

·          Подрыв промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и кооперации;

·          Терроризм;

·          Диверсия;

·          Пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву советской власти;

·          Недонесение о любом из перечисленных деяний;

·          Бывшая служба в царской охране;

·          Сознательное неисполнение обязанностей или умышленное небрежное исполнение их (саботаж или экономическая контрреволюция)

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы