Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


  Уголовно-правовое понятие терроризма

Уголовно-правовое понятие терроризма

Введение


Терроризм является одной из наиболее опасных проблем ХХI века. Для достижения своих целей террористы, путем совершения террористических актов (взрывов, захватов заложников и т.п.): запугивают мирных жителей, создают атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне, влияют на общественное мнение и борются за изменение политики стран мира. В глобальности современного терроризма и заключается основное отличие от явлений века ХIX и начала ХХ. Сегодня невозможно решить эту проблему в рамках одной страны, поступательное развитие информационных технологий позволяет в режиме реального времени передавать информацию о террористических актах по всему миру, преодолевать любые государственные границы, а значит, позволяет террористам достигать свои цели.

После террористических акций в Нью-Йорке и Вашингтоне была создана международная коалиция по борьбе с терроризмом, т.к. задачей любого государства является обеспечение мира, спокойствия и свободного развития своих граждан, то в её состав вошло абсолютное большинство государств мира. Антагонизм ситуации кроется в громадном экономическом и социально - политическом разрыве между развитыми и развивающимися странами. Как же решить данную проблему? Опыт таких стран, как США и Израиль показывает, что победить терроризм силовыми методами невозможно. Другой метод – ликвидация причин терроризма: бедности, социального неравенства, агрессии более успешных сообществ в отношении менее успешных. На сегодняшний день,  в силу нехватки ресурсов удовлетворить потребности каждого человека, сохраняя текущий уровень их расходования в развитых странах, представляется невозможным. Если решить проблему невозможно, нужно хотя бы преодолеть её негативные последствия, т.е. предотвращать террористические акты и наказывать террористов.  В этой связи становится актуальной деятельность правоохранительных органов, а значит и совершенствование законодательной базы. Для четкого понимания основных принципов рассматриваемого вопроса важно грамотно сформулировать понятие терроризма.

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является анализ российского и международного законодательства на предмет определения понятия терроризма, его историко – правовая характеристика, а также выделение некоторых проблем связанных с терроризмом.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных юристов по уголовному праву. Информационную основу составили нормативно – правовые акты  по данной тематике.

Объектом исследования является терроризм как социально – правовое  явление.

Предметом исследования стало определение уголовно – правовой характеристики терроризма.

Новизна исследовательской  работы заключается в комплексном исследовании эффективности российского и международного опыта уголовного законотворчества в рамках борьбы с терроризмом.

Структура и объем курсовой. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, вывод и список использованных нормативных актов и литературы, включающих 11 наименований.

Исследование изложено на 28 страницах машинописного текста.

Во введении обозначены цели и задачи работы, отношения, исследуемые по теме, а также обоснована актуальность курсовой работы.

         В первой главе дается характеристика терроризма с исторической и уголовно - правовой стороны. Проводится анализ российского и международного законодательства.

         Вторая глава посвящена проблематике применения законодательства по борьбе с терроризмом.

         В третьей главе рассматриваются некоторые практические аспекты в связи с опасностью проведения террористических актов.

         В заключении обозначены основные содержательные выводы полученные в результате исследования. 

 


Глава 1. Характеристика терроризма


1.1.    Историко – правовая характеристика

           

            Понятия «терроризм» и «террорист» появляются в конце ХVIII  в. В одном из словарей говорится, что якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе – и всегда с положительным смыслом. Однако уже в ходе Великой французской революции слово «террорист» приняло оскорбительный оборот, превратившись в синоним слова «преступник».

         В дореволюционной России употреблялось слово «террор», как убийство государственных деятелей, которые воспринимались террористами, как политические противники.

Эти понятия зачастую идентифицируются и употребляются, как синонимы не только в обиходе, но и в научной литературе. В переводе с латинского слово террор означает "страх", "ужас", а значит практически любой акт насилия, убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического, поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть в ужас. В данном случае понятия "террор" и "терроризм" являются вполне идентичными по своему смысловому значению. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут, как нельзя лучше отразить суть терроризма.

В словарях "террор" определяется как "физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам". В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, наце­ленность терроризма - устрашать смертью, казнью, насилием.  Трактовка В.И. Далем слова "терроризм" ближе к современному понятию "терроризировать": 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угро­зами насилия и физического уничтожения; 2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п. Такие определения также не позволяют четко разграничить такие понятия как "террор" и "терроризм".

Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле - в отношении нелегальных террористических актов.

Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно - правового понятий терроризма. С этой точки зрения представляется возможным выделить такие виды терроризма как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д.

Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать: «реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей»1.

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по "адресату" такого террористического акта. С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте.

Кроме того, Замковой и Ильчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации.

В большинстве случаев в литературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма.

Наиболее предпочтительной представляется позиция В.П. Емельянова, который предлагает отличать террор от терроризма по следующим признакам:

Террор, в отличие от терроризма, не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носит массовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий не только из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей, стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории;

Террор применяется субъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем, путем военной интервенции) властью над определенным социальным контингентом;

Террор - социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм - явление уголовно-правового свойства. По мнению В.П. Емельянова, террор и терроризм - разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить.

В России наиболее бурно терроризм стал проявляться в 90-х годах ХХ в. В условиях недостаточной экономической, политической, национальной стабильности, в условиях становления новой государственности терроризм стал одним из наиболее часто применяющимся инструментом воздействия преступных групп на общество и государство, а также на отдельных граждан.

В УК РСФСР, действовавшем на территории РФ до 1994 г. существовало понятие только террористического акта, в связи с ведением Россией первой Чеченской контр-террористической операции,  в 1994 году были внесены изменения, упоминающие в качестве преступления терроризм.

В 1996 году был принят Уголовный Кодекс Российской Федерации в котором в ст.205 было определено наказание за «терроризм».  

Концепцией Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 № 1300 терроризм признается одним из явлений, представляющих национальную угрозу. В связи с этим возникла необходимость в разработке и принятии законодательного акта, которым были бы урегулированы вопросы, определяющие правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Таким законодательным актом стал Федеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

На международном уровне Российской Федерации по наследству от бывшего СССР перешли различные конвенции по борьбе с терроризмом во всех его проявлениях, это обогатило правоприменительную практику, способствовало формированию национального законодательства по борьбе с терроризмом.

В связи с произошедшими в 2004 году террористическими актами в Северо - Осетинском городе Беслан, был принят новый Федеральный Закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дающий определение терроризму, регламентирующий порядок применения вооруженных сил в борьбе с этим явлением и т.д.

В этой связи рассмотрим более подробно уголовно - правовые аспекты данной тематики и проанализируем ситуацию с законодательством о противодействии терроризму на сегодня.


1.2. Уголовно – правовая характеристика


В России в 2004 г. было зарегистрировано 265 актов террориз­ма. Данное преступле­ние обладает весьма высокой степенью общественной опасности, т.к. приводит к многочисленным жертвам и разрушениям. Очень важно четко представлять объективные и субъективные признаки терроризма и отграничивать его от смежных преступлений.

Терроризм как преступление имеет, как и любое преступление вообще, четыре элемента:

-         объект;

-         объективную сторону;

-         субъект;

-         субъективную сторону.

Объектом преступления является общественная безо­пасность, затрагивающая интересы широкого круга юридических и физических лиц. Общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, в рамках которой осущес­твляется безопасная жизнедеятельность общества, граждан норма­льная деятельность учреждений, предприятий.

Объективная сторона преступления заключена в дея­нии, которое находит свое выражение в различных формах действий. Речь идет о совершении взрывов, поджогов или иных дейст­вий, создающих опасность гибели людей, причинения значитель­ного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий.

Уголов­ная ответственность за терроризм наступает также и за угрозу совершения названных действий. При этом под угрозой следует понимать не только высказывание, но и совершение действий, характеризующих угрозу как реальную и действительную.

Наиболее распространенной формой терроризма является совершение взрывов. Вспомним: взрывы домов в Москве, Каспийске, Волгодонске и др.; взрывы в общественных местах - на улицах, остановках общественного транспорта, рынках, например во Владикавказе, Невыномыске, Воронеже; взрывы электричек и метро в Москве и Кисловодске.

Субъективную сторону терроризма составляет вина в фор­ме прямого умысла и цели. Лицо, совершившее акт терроризма, осознает общественно - опасный характер своего действия и желает его совершить

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достиг­шее 14 летнего возраста.          

Терминологическая неразбериха в нормативном материале существенно затрудняет уяснение понятия терроризма как такового. В российском уголовном законодательстве понятие, основные принципы, организационные основы, методы борьбы, а также определенные права и гарантии лицам, противодействующим, а также пострадавшим от терроризма даны в ФЗ «О противодействии терроризму».        

Со значительными ограничениями до 1 января 2007 года остается в действии ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В хронологической последовательности прогресс отечественного законотворчества налицо:

 «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»1.

«Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений»1.

(прим. авт. - не действует)

«Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятия органами государственной власти, органами местного самоуправление или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иным формам противоправных насильственных действий»2.

Проведем аналогию понятий данных в Уголовном Кодексе и Федеральных Законах. Законодатель решил отойти от позиций перечисления террористических действий. Создал более широкое понятие не столь казуистичного характера (оно уже есть в УК РФ), сколь применимого для практических нужд правоохранительных органов, руки которых до сих пор были связаны исчерпывающими формулировками УК РФ и ФЗ «О борьбе с терроризмом». Кроме вышеперечисленных понятий законодатель ввел такие изменения:

- в рамках нового закона, произведено перераспределение компетенции по определению основных направлений политики по противодействию терроризму от Правительства РФ к Президенту РФ. Правительство РФ – орган коллегиальный, а потому применять основной военный закон – единоначалие, в его рамках, невозможно. Роль Президента РФ в деятельности по противодействию терроризму повысить согласованность действий федеральных органов государственной власти, а также определить компетенцию каждого из них. Это решение очень актуальной проблемы, ведь ни для кого не секрет, что многих человеческих жертв можно избежать, при грамотном проведении операций и согласованных действиях служб, уполномоченных для борьбы с терроризмом; 

Страницы: 1, 2, 3, 4


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы